Усадебный затейник или "как устроен секретер XVIII- нач XIX.вв"

Дата размещения новости: 14.12.2017

Мир ушедшей эпохи, как известно, составляют не только великие произведения искусства, но и предметы быта, вещи. Предметы художественной мебели XVIII столетия с деревянной мозаикой («маркетри») не часто встретишь в музейных коллекциях. Техника «маркетри» (деревянная мозаика) – самый распространенный, можно сказать, "знаковый" вид украшения мебели в XVIII веке. 


Один из таких редких предметов, одно из выдающихся произведений мебели в музейной коллекции УОХМ – горка-секретер наборного дерева, великолепный образец русской корпусной мебели XVIII века. Горка поступила из села Нагаткино Ульяновской области от М.Ф. Белякова в 1921 году, но раньше, скорее всего, находилась в дворянском усадебном доме.

Описания подобных предметов можно найти в литературе XIX века: "Нижней частью он изображал комод, верхнею – шкаф со стеклянными дверцами в переплетах. Сквозь стекла виднелись несколько полочек, уставленных разрисованной чайной посудой и множеством фарфоровых игрушек". Под верхней цилиндрической крышкой секретера таился "целый лабиринт самых затейливых ящиков с разными забавными хитрыми тайниками", укрытых от посторонних взглядов. Крышка играла роль яркого и таинственного театрального занавеса, за которым таились секреты частного человека, вся его жизнь в различных дорогих для него вещах, – книги, письма, документы, ценные реликвии – «актеры» театра его жизни, были скрыты до времени в потаённых отделениях и ящичках.

Такие работы даже называли «живописью на дереве». На боковинах шкафа-бюро можно увидеть образец «шинуазери», иначе «китайщины» – фигуры в лодках на фоне пейзажа. В руках умельцев (часто крепостных), в русской глубинке, европейские стили обретали новое дыхание. Пример тому – изображения на крышке бюро. Центральная картина изображает жанровую сценку в стиле голландской гравюры, с двух сторон от нее – орнамент в виде вазонов и расходящимися от них побегами и акантовыми завитками. Небольшие, камерного характера мозаичные картины поражают совершенством исполнения. Фигурки амуров, трубящих в трубы исполнены в свободной манере, их контуры словно вплетены в растительный мотив, и веет от них какой-то забавной непосредственностью и наивностью, словно бы слетели смешные фигурки с народных лубочных картинок или же вырезаны детской рукой.

Небольшие мозаичные композиции на ящичках и боковых сторонах "секретеря" свидетельствуют о приверженности земле и поместью, а также говорят о новом, чувствительном, отношении человека к миру природы. Это изображения на ящиках комода – осенний сад с деревом, сбрасывающим листья, натюрморты с цветами, овощами, среди которых без труда можно рассмотреть репу, тыкву, лук в тяжелой корзине.

Вернуться на предыдущую страницу

Главная Филиалы Новости Афиша Услуги Администрация Издательская деятельность Вопрос-ответ Контакты